Краткий музыкальный словарь

адажио (итал. adagio — медленно, спокойно) —название произведения или его части, написанной в темпе adagio. Как правило, в темпе адажио написаны медленные части симфоний или вступления к ним.

академия — название авторских концертов, практиковавшихся в XVIII — первой трети XIX в. В таких концертах композитор обычно выступал не только как автор, но и как исполнитель своей музыки — дирижер, пианист, скрипач и т. д.

аккорд (от итал. accordo — согласие) — одновременное звучание трех или более звуков, разных по высоте.

акцент (от лат. accentus) — ударение, выделение какого-либо звука или аккорда.

альт (от лат. altus — высокий, по сравнению с тенором, которому в средневековой музыке поручался основной напев) — 1) термин, первоначально применявшийся в отношении человеческого голоса, низкого женского или детского. 2) струнный смычковый инструмент, точно такого же устройства, что и скрипка, но несколько большего размера.

альтерация (от лат. alterare — изменять) — повышение или понижение какого-либо звука с целью его большего тяготения

английский рожок — деревянный духовой инструмент, несколько большего размера, чем гобой, с шарообразным раструбом и более низким и мягким звучанием (так называемый альтовый гобой, по аналогии со струнным альтом).

арабеска (фр. arabesque — арабский) — узорчатая, богато орнаментированная мелодия, вызывающая ассоциации с прихотливой орнаментикой арабской вязи. Так иногда называются и пьесы, написанные в подобном характере.

арпеджио (итал. arpeggio — как на арфе) — исполнение аккордов не одновременно, а в быстром поочередном звучании, как правило, снизу вверх.

арфа — струнный щипковый инструмент в виде треугольника, стоящего на полу, внутри которого натянуты струны разной длины и толщины. Звук арфы очень нежный. На арфе можно играть аккордами, арпеджио, исполнять глиссандо, флажолеты. Не являясь одним из основных инструментов оркестра, арфа используется для специфических колористических эффектов.

атональность (от греч. а — отрицательная частица и phono звук) буквально — отсутствие тональности, т. е. характерной для классической музыки связи между звуками, основанной на тяготении одних звуков к другим.

барабан — ударный музыкальный инструмент, присутствующий в оркестре в двух видах. Малый или военный барабан — небольшой цилиндр, затянутый с обеих сторон кожей, около одной из них натянуты струны, придающие звуку дребезжащий оттенок. Звуки неопределенной высоты, сухие и резкие, извлекаются двумя деревянными палочками. Большой или турецкий барабан — широкий медный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожей, иногда — обод, затянутый кожей с одной стороны. Звук неопределенной высоты, который может быть доведен до очень большой громкости, извлекается ударами колотушки — деревянной палочки, конец которой обтянут войлоком.

бас-кларнет — инструмент такого же устройства, что и обычный кларнет, но больших размеров и слегка измененной формы. У него широкий загнутый вверх металлический раструб. Его звучание ниже, чем у кларнета, тембр густой и носит мрачный характер. Используется обычно низкий регистр инструмента — наиболее характерный и выразительный.

бубен (итал. tamburino) — ударный инструменте неопределенной высотой звука. Представляет собой деревянный довольно широкий обруч, с одной стороны затянутый кожей. В продолговатых отверстиях обруча парами прикреплены маленькие металлические тарелочки (иногда — бубенчики). Играют на бубне, встряхивая его, ударяя по коже ладонью или пальцами.

валторна (нем. Waldhorn — лесной рог) — медный духовой инструмент с красивым мягким, поэтическим и звучным тембром. Тембр валторны может слегка изменяться с помощью сурдины или введения правой руки в раструб (так называемые закрытые звуки или закрытая валторна).

вальс (от нем. walzen — прокатывать) — парный танец, ведущий свое происхождение от немецких, чешских и австрийских народных танцев. Основан на плавном кружении, в размере 3/4, с аккомпанементом четвертями, причем обычно на первую четверть приходится бас, на две последующие — аккорды. Темп вальса может быть любым, от замедленного до очень быстрого. Обладая колоссальными возможностями для воплощения самых разных образов, вальс получил огромное распространение как самостоятельное произведение, а также как часть или эпизод симфонии.

вариации (от лат. variatio — изменение) — изложение завершенной по форме темы и ряд повторений ее в полном объеме, но измененном виде. Каждое такое видоизменение называется вариацией. Оно способствует обогащению, более глубокому раскрытию музыкального образа.

виолончель (итал. violoncello) — возникший во второй половине XVI в. струнный смычковый инструмент такого же строения, как скрипка и альт, но значительно больших размеров. На виолончели играют смычком сидя, поставив ее перед собой с упором в пол ножкой с острием. У виолончели сочный, певучий, красивый звук.

волынка (англ. bagpipe — мешок с трубкой) — народный духовой инструмент, распространенный во многих странах, в частности в Шотландии

гамма — поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение, захватывающее все звуки какого-либо звукоряда в пределах не менее октавы.

гармония (греч. harmonia — стройность, соразмерность, созвучие) — выразительное средство музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и последовательности этих созвучий, определенных сложившимися ладотональными закономерностями.

геккельфон, иначе — баритоновый гобой — деревянный духовой язычковый инструмент, созданный мастером Геккелем в 1904 году. По устройству сходен с гобоем, но звучит на октаву ниже. В оркестре применяется редко.

генеральная пауза — одновременная пауза всех участников исполнения (оркестра), длящаяся не менее такта.

гитара — струнный щипковый инструмент, разный по количеству струн. Помимо сольной функции применяется преимущественно как аккомпанирующий солисту-певцу, но иногда используется композиторами в симфонических произведениях для создания определенного колорита.

глиссандо (итал. glissando — скользя) — скользящий переход от звука к звуку. На струнных инструментах достигается скольжением пальца по одной или нескольким струнам, на фортепиано — скольжением ногтями нескольких пальцев по белым клавишам, на тромбоне — скольжением кулисы (см. тромбон).

гобой — деревянный духовой инструмент, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов. Звук его несколько гнусавого оттенка, верхние ноты резкие.

гомофония (от греч. homos — равный и phone — звук) — многоголосный склад музыки, при котором один из голосов, чаще всего верхний, имеет главное значение, а остальные ему аккомпанируют.

григорианский хорал — общее наименование одноголосных песнопений католической церкви. Название дано по имени Папы Григория Великого, который их отобрал и систематизировал.

гросфатер (нем. Grossvater — дедушка) — шуточный немецкий танец, известный с конца XVII в. Исполнялся в конце семейного праздника всеми присутствовавшими. Состоит из двух частей — медленной трехдольной и быстрой двудольной.

гусли — старинный русский народный струнный щипковый инструмент — плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами.

деревянные духовые инструменты — см. духовые инструменты.

двудольность — см. размер.

диапазон (от греч. dia pason — через все) — совокупность всех звуков от самого нижнего до верхнего, доступных исполнению каким-либо инструментом или голосом.

диатоника — семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатонический звукоряд образуется из простых ступеней (без знаков альтерации) или с участием альтерированных ступеней, но того же строения, что и звукоряд простых ступеней.

Dies irae — День гнева — тема средневекового хорала, часто используемая композиторами.

динамика, динамические оттенки (от греч. dynamikos — силовой) — все, что относится к силе звучания. Основные динамические обозначения — форте-фортиссимо (forte-fortissimo, FFF) — чрезвычайно громко; фортиссимо (fortissimo, FF) — очень громко; форте (forte, F) — громко; меццо форте (mezzo forte, mf) — не очень громко; меццо пиано (mezzo piano, mp) — не очень тихо; пиано (piano, p) — тихо; пианиссимо (pianissimo, рр) — очень тихо; пиано-пианиссимо (piano-pianissimo, ppp) — чрезвычайно тихо, так тихо, как только можно. Кроме того, есть обозначения для изменения силы звука — сфорцандо (sforzando, sf) — внезапно усиливая, выделяя акцентом; крещендо (crescendo, cresc.) — усиливая звук и диминуэндо (diminuendo, dim.) — ослабляя звук.

дискант — высокий детский голос. Его диапазон — от до первой октавы до соль второй октавы (может быть и выше).

диссонанс (от лат. dissono — нестройно звучу) — сочетание двух или нескольких звуков, которое образует напряженное, острое звучание.

додекафония (от греч. dodeca — двенадцать и phono — звук) — буквально — двенадцатизвучие. Так называется система, созданная в начале XX в. австрийским композитором Шенбергом: способ сочинения музыки на основе 12 равноправных, не повторяющихся произвольно, соотнесенных между собою определенным образом тонов.

доминанта (лат. dominanta — господствующая) — пятая ступень мажора или минора — основных ладов европейской музыки XVII–XX вв. Играет большую роль в гармоническом языке, формообразовании произведения.

духовые инструменты — инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. В зависимости от материала, из которого эта трубка сделана, инструменты делятся на деревянные и медные. Названия эти условны, так как металлические инструменты, как правило, изготавливаются из сплавов, а деревянные часто могут быть сделаны не из дерева.

жанр (от лат. genus — род, вид) — 1. Вид музыкального произведения, определяемый по таким признакам, как характер сюжета (исторический, фантастический и др.), то или иное его решение (комический, эпический и др.), особенности формы (соната, рондо, вариации и др.), состав исполнителей (опера, симфония и др.). 2. Жанровый — связанный с бытовыми народными жанрами.

закрытая валторна — см. валторна.

«золотой ход» — характерный ход двух инструментов, состоящий из малой сексты, чистой квинты и большой терции, причем верхний голос каждый раз повышается на тон, а в целом объем «золотого хода» укладывается в октаву. Это последование, особенно удачно интонируемое натуральными валторнами, создает светлое радостное настроение и подражает звучанию охотничьих рогов.

имитация (от лат. imitatio — подражание) — повторение каким-либо голосом (инструментом) темы или ее отрывка, непосредственно перед этим прозвучавшего в другом голосе. Это один из важнейших полифонических приемов, на котором, в частности, строятся фуга и канон.

импровизация (от лат. improvisus — внезапный, непредвиденный) — сочинение музыки непосредственно во время ее исполнения.

интервал (от лат. intervallum — промежуток, расстояние) — расстояние по высоте между двумя звуками. Если звуки, составляющие интервал, берутся вместе — это гармонический интервал, если поочередно — мелодический. Интервалы могут быть большими, малыми, увеличенными и уменьшенными.

интродукция (от лат. introductio — введение) — вступление, начальный раздел произведения, обладающий отличным от него характером и темпом.

каданс (от итал. cadenza — окончание) — гармонический оборот, завершающий произведение или его часть (раздел, период и т. д.) и отмеченный ритмической остановкой.

камерное звучание (от итал. camera — комната) — скромное, в неполном составе симфонического оркестра звучание, как бы при камерном музицировании, когда в исполнении участвуют от двух до нескольких (сколько может поместиться с удобством в небольшой комнате) человек.

канон (греч. kanon — правило, образец) — многоголосная музыка, в которой все голоса, вступая поочередно, исполняют одну и ту же мелодию, то есть непрерывно исполняемая имитация.

кантилена (лат. cantilena — распевное пение, распевание) — широкая, свободно льющаяся распевная мелодия.

капелла (итал. cappella — часовня) — первоначально место в католической церкви, на котором помещались музыканты, потом — название любого ансамбля (группы музыкантов-инструменталистов), находящихся на службе в одном месте.

клавесин (фр. clavecin) — ставшее собирательным понятием французское название старинных клавишных инструментов (немецкий клавицимбал, итальянское чембало, английский вирджинал), предков фортепиано. В отличие от фортепиано, это струнно-щипковые инструменты: звук извлекается из струны щипком перышка или металлического шипа, который приводится в действие клавишей. В XVIII в. клавесин был участником оркестра. Чаще всего именно за ним сидел композитор или капельмейстер, руководивший оркестром (капеллой).

кларнет — деревянный духовой инструмент, представляющий собой цилиндрическую трубку с язычком и системой клапанов. Обладает теплым сочным тембром и значительными виртуозными возможностями. Вошел в симфонический оркестр позднее других деревянных духовых инструментов.

колокола — ударный инструмент, представляющий собой набор металлических трубок или брусков различных размеров, свободно подвешенных на деревянной стойке, и настроенный на хроматический звукоряд объемом обычно в две октавы. Звук извлекается колотушкой, обтянутой кожей. Иногда для достижения эффекта подлинного колокольного звона используется набор настоящих колоколов разного размера, но тогда страдает точность настройки, так как колокола не могут иметь абсолютной чистоты и точности тона.

колокольчики (итал. campanelli, фр. carillon, нем. Glockenspiel) — ударный инструмент, состоящий из 25–32 хроматически настроенных металлических пластинок, размещенных в плоском ящичке или на мягкой подстилке в два ряда. Верхний ряд соответствует черным клавишам рояля, нижний — белым, т. е. вместе дает хроматический звукоряд объемом в две октавы (от до третьей до до пятой октавы). Тембр звенящий, нежный, при громком звучании блестящий. Звук извлекается ударами металлических, реже — деревянных молоточков. Иногда колокольчики имеют клавиатуру типа фортепиано. Их звучание несколько тише.

колоратура (итал. coloratura — окраска) — виртуозные пассажи, своего рода музыкальные орнаменты, расцвечивающие, украшающие основную мелодию.

консонанс (лат. consonans — согласно звучащий) — благозвучие, согласное, слитное звучание — понятие, противоположное диссонансу.

контрабас — самый низкий струнный смычковый инструмент, сделанный по тем же принципам, что и другие инструменты этой группы, но значительно большего размера и несколько иной формы: «плечи» контрабаса более покаты, чем у других струнных смычковых.

контрданс (англ. country dance — сельский танец) — танец английского народного происхождения, в котором танцующие, сменяя группами одна другую, повторяют те же движения. Таким образом контрданс может образовать цепь различных танцев, следующих один за другим.

контрапункт (от лат. punktum contra punktum — точка против точки, т. е. нота против ноты) — одновременное звучание двух или нескольких самостоятельных мелодических линий. Так же может называться мелодия, звучащая одновременно с главным голосом.

контрафагот — см. фагот.

корифей (от греч. koryphaios — вождь, предводитель) — ведущий исполнитель группы, в хоре запевала.

корнет — медный духовой инструмент, имеющий более широкую и короткую трубку, чем труба, и снабженный не вентилями, а пистонами — особого рода поршнями с пружиной, усовершенствованный почтовый рожок, появившийся во Франции в 30-х годах XIX в.

ксилофон (от греч. xylon — дерево и phone — звук) — ударный инструмент из расположенных на мягкой подстилке деревянных брусков различной величины, которые составляют звукоряд, чаще всего от си первой октавы до до пятой. Играют на ксилофоне деревянными молоточками особой формы. Тембр пронзительный и выделяется своим щелканьем даже на фоне полного оркестрового звучания.

кулиса (фр. a coulisse — раздвижной) — часть тромбона в виде тонкой изогнутой трубки, которая выдвигается из основного корпуса. При ее выдвижении изменяется длина столба воздуха в инструменте, благодаря чему и возникают звуки разной высоты. Плавное движение кулисы позволяет применять на тромбоне невозможный на других духовых инструментах прием глиссандо.

кульминация (от лат. culmen — вершина) — момент высшего напряжения в музыкальном произведении, отдельной его части или разделе, к которому стремится все музыкальное развитие. Так, в сонатной форме главная кульминация часто подготавливает начало репризы.

лад — система организации звуков, различных по высоте, основанная на их взаимном тяготении. Основной звук лада — тоника. Два главных лада, на которых построена практически вся европейская музыка от позднего Средневековья до XX века — мажор и минор. В народной музыке сохранились и другие, древние лады, например пентатонический — в шотландском фольклоре, используемый композиторами для придания шотландского колорита. На пентатонике основана и китайская музыка. Нашел отражение в профессиональной музыке и дважды гармонический лад, иначе называемый венгерским или цыганским, для создания этих национальных образов.

легато (итал. legato — связанный) — плавный переход от одного звука к другому, без малейшего перерыва. На струнных достигается непрерывным ведением смычка.

лейтмотив (нем. Leitmotiv — ведущий мотив) — яркая, хорошо запоминающаяся, как правило, короткая тема, чаще мелодия, но, возможно, и аккордовая последовательность, характеризующая какой-либо персонаж, ситуацию, явление.

лендлер (нем. Laendler от австрийской области Ландль) — австрийский и южногерманский парный танец в трехдольном размере и умеренном движении с прыжками; предшественник венского вальса.

линеарность (от лат. linea — линия) — такое строение мелодии, при котором используется почти поступенное (т. е. по соседним ступеням лада) движение — восходящее, нисходящее или волнообразное. В некоторых случаях допускает скачки на широкие интервалы, но тогда крайние точки этих интервалов должны образовывать плавные мелодические линии.

литавры — ударный инструмент со звуками определенной высоты, состоит из двух или нескольких медных котлов, на отверстия которых натянута кожа. Котлы разных размеров, что определяет разницу в высоте звука. Кроме того, на каждой литавре высоту звука можно слегка изменять при помощи винтов, которые усиливают или ослабляют натяжение кожи. Играют на литаврах двумя палочками с мягкими головками. Один литаврист может играть на двух, трех, иногда даже четырех литаврах.

мажор (от итал. maggiore — большой) — лад, в основе которого находится большое трезвучие как устойчивый аккорд, в который разрешаются неустойчивые ступени. Один из основных ладов европейской музыки.

мандолина (итал. mandolino) — струнный щипковый инструмент, ведущий свое происхождение от старинной лютни. Встречается в двух видах — с плоским и с грушевидным дном. Играют на ней медиатором, т. е. особой пластинкой из кости, дерева или металла, которой зацепляют струны. Звучит, в основном, в быту, но иногда используется композиторами для создания определенного эффекта (например, уличной сценки).

медные духовые инструменты — см. духовые инструменты.

менуэт (фр. menuet от pas menus — маленькие шаги) — трехдольный танец народного происхождения, начиная с XVII в. получивший большое распространение при французском королевском дворе. Первоначально представлял собой ряд церемониальных движений в довольно медленном темпе. Став в XVIII в. частью симфонии, приобрел более быстрый темп и энергичный характер. В классической симфонии до начала XIX в. был почти непременной третьей частью. Первым от менуэта отказался Бетховен во Второй симфонии.

минор (от итал. minore — меньший) — лад, в основе которого лежит малое трезвучие как устойчивый аккорд, в который разрешаются неустойчивые ступени.

модуляция (от лат. modulatio — размеренность) — переход из одной тональности в другую. Может быть постепенной, когда переход осуществляется в так называемую родственную тональность (возможны несколько таких переходов, один за другим), а может быть и внезапной — сразу переводящей музыку в далекую тональность.

монотематизм (от греч. monos — один и thema — тема) — принцип построения музыкального произведения с главенством одной темы, которая проходит через все его части и несет определенный образный смысл.

мотив — в бытовом понимании — напев, мелодия; в более точном — наименьшее из возможных музыкальных построений, обладающее самостоятельной выразительностью.

мотивное развитие — вычленение отдельных мотивов из темы, столкновение их, частичное изменение, полифоническое объединение и пр.; происходит обычно в разработке сонатной формы.

музыкальная форма — принятое в музыкальной науке название структуры произведения.

неоклассицизм — одно из направлений в музыке XX в., основанное на возрождении черт стиля классической и доклассической (эпохи барокко) музыки. Самый яркий представитель неоклассицизма — Стравинский в один из периодов его творчества, когда он провозгласил лозунг: «Назад к Баху». Эстетический идеал неоклассицизма — порядок, устойчивость, равновесие всех элементов музыкальной структуры и языка.

одноименный мажор — тональность с той же тоникой, что и минорная.

октава — 1) Часть звукоряда, включающая в себя 12 звуков различной высоты — полутонов от ноты до до ноты си. Отдельные октавы имеют название, начиная с самой нижней: субконтроктава (неполная), контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава и т. д. 2) Интервал объемом в 6 тонов и шириной в 8 ступеней, т. е., например, от ре первой до ре второй октавы.

опус (лат. opus — труд, сочинение) — заменяет слово «сочинение» при нумерации композитором своих произведений.

орган (от греч. organon — орудие, инструмент) — самый крупный клавишно-духовой инструмент с большим набором труб разного размера. Каждая труба издает звук определенной высоты и тембра. Играют на органе при помощи клавиатур как для рук (мануалы), так и для ног (педали). Сложный механизм управления, требующий помощника, а иногда и двух, позволяет переключать тембры, так что звучание органа производит впечатление оркестрового. В симфоническом оркестре используется крайне редко.

органный пункт, иначе педаль — звук, тянущийся или повторяющийся в басу, в то время как другие голоса свободно движутся, и гармонии меняются независимо от баса. Чаще всего используется органный пункт доминанты, т. е. пятой ступени лада, наиболее важной после тоники, в которую он обычно и переходит.

оркестр (от греч. orchestra — место перед сценой, где помещался хор при исполнении трагедий) — коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих какое-либо произведение. Существуют разные виды оркестров — народный, духовой, он же военный, камерный, оперный, симфонический.

остинато (лат. ostinatus — упорный) — многократное повторение какого-либо мелодического, ритмического или гармонического оборота. На фоне остинато могут свободно развиваться одна или несколько мелодических линий.

офиклеид (фр. oficleid) — медный духовой инструмент, изобретенный в 1817 году во Франции. Басовый офиклеид употреблялся в симфонических оркестрах для усиления басовой основы музыки до второй половины века, когда его полностью вытеснила туба.

параллельная тональность — в мажоро-минорной системе ладов мажор и минор, имеющие один и тот же звукоряд, но разные тоники. Тоника минора находится на малую терцию ниже тоники мажора, например, до мажор — ля минор, фа мажор — ре минор.

партитура (от лат. partio — делю, распределяю) — запись многоголосного (оркестрового, ансамблевого, хорового) произведения, при которой партия каждой группы одинаковых инструментов или голосов выписывается на отдельной нотной строке.

пассаж (фр. passage — проход, переход) — последование звуков в очень быстром темпе, чаще всего устремленное в одном направлении (вверх или вниз).

пассакалья (итал. passacaglia) — произведение, эпизод в нем или часть циклического произведения в медленном торжественном движении, основанная на принципе basso ostinato (см. остинато) — вариации на неизменную тему, звучащую у басовых голосов.

пастораль (от лат. pastoralis — пастушеский) — эпизод симфонии, подобный литературной идиллии, воспроизводящий простые, часто наивные сцены на лоне природы.

пауза (греч. pausis — прекращение, перерыв) — временное прекращение звучания музыки в целом или какого-либо ее элемента (пауза у одного из инструментов, в то время как другие играют свои партии). Так же называется знак, ее обозначающий.

педаль — см. остинато. Так же называют звуки отдельных инструментов (часто — валторн), длящиеся на протяжении нескольких тактов, на фоне которых развиваются другие голоса.

пентатоника (от греч. pente — пять и tonos — тон) — бесполутоновый звукоряд, содержащий в пределах октавы пять звуков (отсюда название). Мелодии в которых он используется, отличаются своеобразным колоритом.

период (от греч. periodos — круговращение) — законченное музыкальное построение, чаще из 16 (реже 8) тактов, которое распадается на два предложения, одинаковых по своей мелодической основе, но отличающихся завершениями — кадансами. В первом предложении он неполный (половинный, т. е. не заканчивающийся на тонике), во втором полный или совершенный, утверждающий тонику. Симметричный период состоит из предложений, равных по величине; в несимметричном второе предложение расширено.

пиццикато (итал. pizzicato — щипком) — способ игры на струнных смычковых инструментах не смычком, а щипком, причем звук получается тихий и отрывистый.

подголосок — мелодия более или менее самостоятельного характера, звучащая одновременно с основной.

полифония (греч. poly — много и phono — звук) — в буквальном переводе многоголосие, в музыке — название такого вида многоголосия, при котором звучат одновременно два или более мелодических голосов, имеющих самостоятельное выразительное значение.

полутон — наименьшее расстояние между звуками в равномерно-темперированном звукоряде, 1/12 часть октавы. Полутон по написанию может быть диатоническим (например, си — до, ми — фа, соль — ля-бемоль) или хроматическим (до — до-диез, си — си-бемоль).

полька (чеш. polka) — двудольный чешский народный танец, сложившийся в 30-е годы XIX в. под влиянием экосеза, контрданса и кадрили.

предложение — наименьшее музыкальное построение, завершающееся гармоническим заключением — кадансом, часть (половина) периода.

псалмодирование — сосредоточенное пение, не допускающее выражения каких-либо эмоций, с мерным плавным восхождением в начале напева, затем речитацией на одном звуке и плавным ее нисхождением. Первоначально обозначало правила пения монахами Псалтири.

пунктирный ритм — чередование удлиненной сильной и укороченной слабой долей. Используется в музыке торжественного или танцевального характера.

размер — ритмическая упорядоченность в поэзии и музыке, основанная на чередовании сильных и слабых (ударных и безударных) метрических единиц.

разрешение — переход неустойчивой ступени лада в устойчивую или переход диссонирующего аккорда в консонирующий (см. консонанс, диссонанс).

регистр (от лат. registrum — список, перечень) — часть звукоряда, объединенная общим признаком, чаще всего тембром. Различаются высокий, средний и низкий регистры.

реприза (от фр. reprise — повторение, возобновление, восстановление) —1) знак повторения 2) последний раздел сонатной или трехчастной формы, представляющий собой точное или несколько измененное повторение начального раздела.

речитатив (от итал. recitare — декламировать, читать вслух) — первоначально род вокальной музыки, который интонационно и ритмически воспроизводит речь, бытовую или декламационную.

ритм (греч. rhytmos — мерное течение) — чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. Является ярким выразительным средством. Часто определяет характер музыки.

рондо (фр. ronde — хоровод, хороводная песня от rondeau — круг) — музыкальная форма, в основе которой лежит повторяемость одного раздела — рефрена, с которым чередуются новые эпизоды, т. е. принцип припева и куплета.

рондо-соната — форма, в которой объединены принципы построения рондо и сонаты. Подобно сонатной форме она содержит экспозицию и репризу, но вместо разработки или перед ней звучит главная партия в основной тональности. Эта форма часто используется в финалах симфоний Гайдна.

саксофон — медный духовой инструмент конической формы, снабженный клапанами и с мундштуком как у кларнета, сконструированный французским мастером Саксом в 1840 году в виде семейства инструментов — сопранового, альтового, тенорового и басового. Имеет очень специфичный звук — сочный, полный, несколько «пряного» тембра. Обладающий большими виртуозными возможностями, этот инструмент стал главенствовать в джазе. В симфонической музыке используется редко.

связующая партия — в экспозиции сонатной формы раздел, следующий за главной партией и подготавливающий появление побочной, главным образом — тонально. В репризе изменена по сравнению с экспозицией или отсутствует вовсе.

серпент (фр. serpent — змея) — старинный духовой инструмент контрабасового регистра. Создан в конце XVI в. во Франции. Деревянный корпус змееобразной формы (отсюда название) с коническим каналом без раструба, с чашеобразным мундштуком из слоновой кости или рога, часто обтягивался кожей. В конце XVIII в. в усовершенствованном виде введен в оркестр. Употреблялся до 2-й половины XIX в.

синкопа — перенос акцента с сильной доли такта (первой) на слабую. Вносит в музыку элемент неожиданности, остроты. Образуется при помощи паузы на сильной доле такта или путем продолжения звучания ноты предшествующего такта.

сицилиана (итал. siciliana — сицилийская) — танец в спокойном плавном движении, умеренном темпе с размером 6/8 или 12/8, с пунктирным ритмом.

скачок — размашистое движение мелодии на широкий интервал. Обычно компенсируется движением назад, как заполнение скачка, — плавным или тоже скачкообразным.

скерцо (итал. scherzo — шутка) — название инструментальной пьесы подвижного характера, как действительно шутливой, живой и веселой, так и драматизированной или гротескной. Начиная с Бетховена скерцо стало почти обязательной частью симфонического цикла.

скрипка (итал. violino) — струнный смычковый инструмент высокого регистра, появившийся в Италии в XVI в. и усовершенствованный в XVII в. Извлекается звук смычком, состоящим из трости (древка), с натянутым на нее волосом.

соло (итал. solo — один, единственный) — мелодия, исполняемая одним инструментом, обычно — наиболее важная в данном эпизоде.

сонатная форма — музыкальная форма, состоящая из экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция состоит из главной партии, написанной в основной тональности, побочной партии, написанной в другой тональности, в классическом виде — доминантовой или параллельной. Между ними находится связующая партия, а после побочной может быть заключительная, которая иногда имеет самостоятельное образное значение. В разработке развиваются, сталкиваются мотивы экспозиции. Классическая реприза повторяет материал экспозиции в несколько измененном виде: в ней происходит тональное объединение главной и побочной партий. Иногда реприза бывает укороченной или расширенной. Особый ее вид — зеркальная, в которой сначала звучит побочная партия, а затем главная. Обычно сонатная форма, иначе называемая сонатное аллегро, поскольку чаще всего пишется в этом темпе, является первой частью симфонии. Часто в сонатной форме пишется финал цикла, реже — медленная часть или скерцо.

спиричуэлс (от англ. spiritual — духовный) — духовные песни американских негров, в которых обобщены африканские и англо-кельтские истоки, результат синтеза этих музыкальных культур. В спиричуэлс отражены трагические настроения, им свойственны искренность, одухотворенность, глубокая поэтичность. Тексты спиричуэлс связаны с библейскими образами.

стаккато (итал. staccato — оторванный, отделенный) — отрывисто, отделяя звуки один от другого.

струнные инструменты — инструменты, представляющие собой резонатор той или иной формы, на который натянуты струны. В зависимости от способа звукоизвлечения — щипком или движением смычка по струне — струнные инструменты делятся на смычковые и щипковые.

субдоминанта (лат. subdominanta — нижняя господствующая) — четвертая ступень мажора и минора, одна из главных ступеней, определяющих функцию лада. Ее название указывает на то, что она, в отличие от доминанты, расположена на квинту ниже тоники.

сурдина (от итал. sordo — глухой) — приспособление для приглушения звучности. У струнных инструментов это небольшой зажим в виде деревянного или металлического гребешка, который надевается на подставку и уменьшает ее вибрацию. У медных духовых — грушевидная деревянная или картонная заглушка, которая вставляется в раструб и закрывает его (иногда вместо сурдины валторнисты просто вводят в раструб свободную руку). У литавр роль сурдины играет кусок ткани, который кладут на кожу, у фортепиано — левая педаль, которая сдвигает в сторону систему молоточков, ударяющих по струнам, так что каждый молоточек ударяет не по трем одинаковым струнам, как обычно, а по двум.

такт — непрерывно повторяющаяся часть музыкального метра от одной сильной доли до другой. Отделяется от другого такта тактовой чертой.

тамтам — ударный инструмент азиатского происхождения, большой выпуклый диск из металлического сплава. Играют на нем, ударяя большой колотушкой. Звук тамтама грозный, зловещий, с мистическим оттенком, обладает удивительной особенностью всегда звучать в тональности исполняемой музыки, хотя относится к инструментам неопределенной высоты.

тарантелла (от названия итальянского города Таранто) — итальянский народный танец, очень быстрый и темпераментный, в трехдольном непрерывном движении (размер 3/8 или 6/8) восьмыми длительностями.

тема (греч. thema — предмет повествования или обсуждения) — небольшое музыкальное построение, мелодически яркое и завершенное по форме, способное явиться основой для построения музыкального произведения или его части. В крупных произведениях обычно бывает несколько тем, которые становятся объектами развития.

тема в обращении — полифонический прием: такое изменение музыкальной темы, при котором все восходящие ходы заменяются на нисходящие той же протяженности, скачки вверх — равными им по ширине скачками вниз и т. д.

тема в увеличении — полифонический прием: такое изменение музыкальной темы, при котором каждый звук становится пропорционально более протяженным, т. е. если тема исполнялась восьмыми нотами, в увеличении она будет играться четвертями или половинными (двойное увеличение); если первоначально в теме были восьмые, четверти и половинная нота, в увеличении это будут четверти, половинные и целая и т. д.

тембр — специфическая окраска звука, которая зависит от способа звукоизвлечения (удар, щипок, движение смычка, вдувание воздуха), материала звучащего тела (дерево, кожа, металл и т. д.), среды, в которой распространяется звук (столб звучащего воздуха, вибрирующая струна и пр.).

токката (от итал. toccare — касаться, трогать) — виртуозное произведение, основанное на непрерывном активном движении.

томтом — ударный инструмент, представляющий собой небольшой двусторонний барабанчик китайского происхождения удлиненной формы, затянутый кожей, на котором играют одной или двумя деревянными палочками. Звук острый и ясный, суховатый. В симфоническом оркестре используется довольно редко.

тональная свобода — отсутствие связанности классическими правилами применения определенных тональностей в том или ином случае (например, обязательное в классической симфонии проведение побочной партии в экспозиции в тональности доминанты или параллельного минора); более свободное, чем это предписывается правилами традиционной гармонии, модулирование.

тональность — высотное положение лада. Например, мажорный лад, включающий в себя звукоряд с тоникой до — тональность до мажор, минорный лад с тоникой фа-диез — тональность фа-диез минор.

тоника — основной тон лада, его устойчивый центр, к которому тяготеют все остальные ступени. Тоника способна остановить, завершить музыкальное движение. Как правило, именно на тонике (тоническом трезвучии) заканчивается любое произведение или его часть.

трезвучие — аккорд, состоящий из звуков, расположенных по терциям (например, до-ми-соль, ре-фа-ля). Трезвучие может быть построено на любой ступени лада, но три основных, определяющих функции лада — тоническое или тоника, доминантовое и субдоминантовое. Тоническое трезвучие определяет ладовое наклонение: если оно состоит из малой и большой терции (снизу вверх), то это минор, если внизу расположена большая терция, а малая над ней — это мажор. Доминантовое трезвучие строится на пятой ступени лада, субдоминантовое — на четвертой. На других ступенях лада могут появиться трезвучия не только большие или малые, но и увеличенные (из двух больших терций) и уменьшенные (из двух малых терций).

трель (от итал. trillare — дребезжать, колебать) — возможно более быстрое чередование двух соседних нот.

тремоло (итал. tremolo — дрожащий) — быстрое повторение одного и того же звука, возможное на некоторых инструментах (струнных смычковых, литаврах и других ударных), а также быстрое чередование двух несоседних звуков или созвучий.

треугольник — ударный инструмент в виде изогнутого треугольником свободно висящего стального прута, по которому ударяют металлической палочкой. Издает звук неопределенной высоты, нежный и блестящий.

трехдольность — размеры, при которых в такте оказываются три равные доли или количество долей, кратное трем — 3/2, 3/4, 3/8, 9/8 и т. д. (размер 6/8 и кратные ему считаются двудольными, так как в нем такт делится на две половины, по 3/8 в каждой).

трехчастная форма — одна из основных музыкальных форм, в которой средний раздел контрастен крайним по характеру и тональности, иногда носит название трио. Точное повторение первого раздела обычно не выписывалось, а обозначалось словами da capo.

трио — средний раздел менуэтов и скерцо классических симфонических циклов. Обычно отличается от крайних разделов более мягким, певучим и камерным характером. Название свое получило оттого, что первоначально, на заре симфонии, исполнялось тремя инструментами.

триоль — ритмическая фигура из трех нот, равная двум нотам той же длительности.

тромбон — медный духовой инструмент, известный с XVI в., но вошедший в симфонический оркестр лишь с симфоний Бетховена (раньше его с успехом применяли в оперном для создания специфических эффектов). Тромбон имеет выдвижную кулису в виде тонкой изогнутой трубки, с помощью которой изменяется высота звука — перемещение кулисы изменяет длину столба воздуха. Тембр тромбона яркий, блестящий, в высоком регистре светлый и мужественный, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Тромбон может исполнять разнообразные штрихи, технически очень подвижен. Особый эффект его — неисполнимое ни на каком другом духовом инструменте глиссандо, достигающееся плавным движением кулисы.

труба — известный с глубокой древности медный духовой инструмент, первоначально натуральный, со второй четверти XIX в. — хроматический. Тембр трубы яркий, звонкий, чистый и блестящий. В группе медных инструментов труба играет партию верхнего голоса и часто солирует.

туба — самый низкий инструмент медной духовой группы. Играет роль баса — основы всего звучания оркестра, обычно на октаву ниже партии третьего тромбона. Сольные эпизоды встречаются крайне редко. Тембр тубы суровый, массивный. Звучность может быть доведена до очень сильной и грозной.

унисон (итал. unisono — однозвучный) — совпадение по высоте двух или нескольких звуков, взятых поочередно на одном инструменте или одновременно на разных инструментах.

устой — самый устойчивый звук лада — тоника. Ею обычно завершается произведение. Относительными устоями являются также III и V ступени, т. е. те звуки, из которых состоит тоническое трезвучие.

фагот (фр. fagot — связка, вязанка дров) — деревянный духовой инструмент в виде переломленной длинной трубки с системой клапанов и двойным язычком. В разобранном виде напоминает вязанку дров, откуда и произошло его название. Звук фагота густой и грубоватый в нижнем регистре, сочный в среднем, певучий в верхнем. Очень быстрые пассажи на нем играть трудно, но все же фагот достаточно подвижен. Нередко исполняемая на нем в быстром темпе мелодия производит комическое впечатление. Иногда фагот звучит трагически.

фактура (лат. factura — делание, устройство, строение) — означает устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов, как бы вертикальный разрез произведения. Она складывается из мелодии, аккомпанемента, средних голосов, подголосков, баса. Фактура может быть плотной, состоящей из аккордов, или прозрачной, состоящей из двух-трех мелодических линий или мелодии и легкого аккомпанемента. Основные типы фактуры — монодия, т. е. звучание одного голоса, полифоническая и гомофонно-гармоническая.

фермата (итал. fermata — остановка, задержка) — увеличение длительности звука, аккорда или паузы, выходящее за пределы такта.

фигурации — мелкие звуки, расцвечивающие мелодию или аккомпанемент, в котором гармоническое сопровождение дается не аккордами, а мелодическим движением по звукам этих аккордов, часто с включением других, так называемых неаккордовых тонов.

финал (от лат. finis — конец) — заключительная часть симфонии.

фисгармония (от греч. phys — мехи и harmonia — гармония) — клавишный духовой инструмент, напоминающий орган, но значительно меньших размеров. Иногда содержит несколько клавиатур. Воздух в мехи исполнитель накачивает сам при помощи специальных педалей.

флажолет — звучание на струнном инструменте не основного тона, а какого-нибудь призвука (обертона), т. е. звука, получающегося от колебания части струны. Достигается легким прижатием пальцем нужной части струны. При этом заглушаются колебания части струны, и образуется нежный высокий свистящий звук несколько холодноватого тембра, как бы «пустой», поскольку он лишен призвуков.

флейта (от лат. flatus — ветер, дуновение) — деревянный духовой инструмент в виде цилиндрической трубки с системой клапанов. В начале XVIII в. появляется поперечная флейта, отличающаяся от других деревянных духовых инструментов тем, что она закрыта с одного конца. Отверстие для вдувания воздуха находится сбоку, около одного из концов трубки. Тембр флейты ясный, прозрачный в среднем регистре, нижний регистр глуховатый и мягкий, верхние ноты пронзительные, свистящие. Флейте доступна самая виртуозная техника, вплоть до сложнейших пассажей, украшенных фиоритурами.

форшлаг (нем. Vorschlag — предшествующий удар) — особый вид украшения мелодии, при котором основной ноте предшествует короткая, на полтона выше или ниже основной.

фуга (лат. fuga — бег) — форма полифонической музыки, основанная на одной музыкальной теме, которая, подчиняясь строго определенным правилам, проводится в разных голосах, а затем подвергается развитию. Каждое проведение темы, кроме первого, сопровождается контрапунктами — противосложениями. Кроме простой, могут быть фуги двойные и тройные, т. е. основанные на двух или трех темах — высшая, самая сложная форма полифонической музыки.

фугато — эпизод, начинающийся как фуга, но затем переходящий в музыку гомофонно-гармонического склада. Нередко используется композиторами в симфониях, особенно в разработке сонатной формы.

функция (от лат. functio — деятельность) — ладовое значение аккорда в гармоническом движении. Основные гармонические функции — тоника, доминанта и субдоминанта.

хорал (от греч. choro — хор) — общее название песнопений католической и протестантской церкви. Хоралы отличаются строгим возвышенным характером, мерным движением. В католической церкви хоралы поются хором в унисон, в протестантской, как правило, четырехголосны и сопровождаются органом.

хроматизм (от греч. chroma — цвет) — часть хроматической (по полутонам) гаммы. Например, хроматические полутоны — до — до-диез, ми — ми-бемоль.

чакона — инструментальная пьеса в форме вариаций на основе остинатного (неизменного) голоса. Произошла от старинного танца в трехдольном размере.

челеста (итал. celesta — небесная) — появившийся в конце XIX в. клавишный ударный инструмент в виде маленького пианино с рядом настроенных металлических пластинок вместо струн. Удар по клавишам вызывает удар молоточком по пластинке. Тембр челесты очень нежный, «небесный», от чего инструмент и получил такое название.

 

Добавить комментарий